Консультації
Требований пункта 2.3. совместного приказа Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел Украины и Министерства здравоохранения Украины № 102/685/692 от 25.10.2011г. (далее — Совместный приказ), предусмотрено, что в случае смерти человека по месту его постоянного проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на неё на место происшествия обязательно выезжает врач (фельдшер), который констатирует факт смерти и принимает участие в работе работника органов внутренних дел при осмотре места происшествия и трупа и принятии решения относительно направления трупа на судебно-медицинское вскрытие.
Исполнение данного приказа на практике, требует либо создания дополнительных рабочих мест в учреждениях здравоохранения, либо организации дежурств медицинских работников для указанных целей в ночное время, выходные, праздничные и нерабочие дни, что неразрывно связано с дополнительной оплатой труда медработников, усложняет организацию их труда, а в ряде случаев (из-за дефицита кадров), делает выполнение пункта 2.3. Совместного приказа невозможным. В некоторых учреждениях здравоохранения стали составлять графики таких дежурств на дому врачей общей практики — семейной медицины, участковых врачей-терапевтов Центров первичной медико-санитарной помощи (далее — ЦПМСП) с последующим привлечением их к осмотрам трупов в ночное время.
В тоже время, согласно пункту 1 Указа Президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти № 493/92 от 03.10.1992г., нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации; Совместный приказ — не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины. Минюст отказывает в регистрации приказа, ссылаясь на его издание и Генпрокуратурой.
Наша позиция остается прежней: Совместный приказ применяться не может, поскольку не зарегистрирован в Министерстве юстиции, а привлечение к таким дежурствам работников ЦПМСП — учреждений здравоохранения некруглосуточного функционирования — недопустимо.
Положение осложняется тем, что согласно правовым позициям Верховного Суда Украины, судебная защита от исполнения незарегистрированного, но подлежащего регистрации в Минюсте приказа, - может происходить только путем предъявления исковых требований в суд в отношении исполнителя такого приказа, что, фактически, приведет к разрозненной борьбе со следствием, а не с причиной таких нарушений.
В Министерстве здравоохранения не дают ответа на прямые вопросы: «Кто по должности и работник какого учреждения здравоохранения может быть законно привлечен к работе во исполнение требований пункта 2.3. Совместного приказа?» и обещают исправить сложившуюся ситуацию.
Работа профсоюза в этом направлении продолжается.
Примечание. В результате многократной переписки по данному вопросу, получен первый позитивный ответ из Главного следственного управления МВД Украины, из которого следует позиция МВД об отсутствии взаимосвязи между предписаниями Совместного приказа и фактами привлечения врачей к дежурствам на дому, работам в ночное время, выходные, праздничные и нерабочие дни.
Рекомендуем воспользоваться и данным письмом для защиты своих трудовых прав.