Консультації
Требований пункта 2.3.  совместного приказа Генеральной прокуратуры Украины, Министерства  внутренних дел Украины и Министерства здравоохранения Украины №  102/685/692 от 25.10.2011г. (далее — Совместный приказ), предусмотрено, что в случае смерти человека по месту его постоянного  проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на неё на место происшествия обязательно выезжает врач (фельдшер),  который констатирует факт смерти и принимает участие в работе работника  органов внутренних дел при осмотре места происшествия и трупа и  принятии решения относительно направления трупа на судебно-медицинское  вскрытие.
 
 	Исполнение данного приказа на практике, требует  либо создания дополнительных рабочих мест в учреждениях здравоохранения,  либо организации  дежурств  медицинских работников для указанных целей в  ночное время, выходные, праздничные и нерабочие дни, что неразрывно  связано с дополнительной оплатой труда медработников, усложняет  организацию их труда, а в ряде случаев (из-за дефицита кадров), делает  выполнение пункта 2.3. Совместного приказа невозможным. В некоторых  учреждениях здравоохранения  стали составлять графики таких дежурств на  дому врачей общей практики — семейной медицины, участковых  врачей-терапевтов  Центров первичной медико-санитарной помощи (далее —  ЦПМСП) с последующим привлечением их к осмотрам трупов в ночное время.  
	В тоже время, согласно пункту 1 Указа Президента  Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов  министерств и других органов исполнительной власти № 493/92 от  03.10.1992г., нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами,  другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного  управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации; Совместный приказ — не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины. Минюст отказывает в регистрации приказа, ссылаясь на его издание и  Генпрокуратурой.  
	Наша позиция остается прежней: Совместный приказ  применяться не может, поскольку не зарегистрирован в Министерстве  юстиции, а привлечение к таким дежурствам работников ЦПМСП — учреждений  здравоохранения некруглосуточного функционирования — недопустимо.   
	Положение осложняется тем, что согласно правовым  позициям Верховного Суда Украины, судебная защита от исполнения  незарегистрированного, но подлежащего регистрации в Минюсте приказа, -  может происходить только путем предъявления исковых требований в суд в  отношении исполнителя такого приказа, что, фактически, приведет к разрозненной борьбе со следствием, а не с причиной таких нарушений.   
	В Министерстве здравоохранения не дают ответа на  прямые вопросы: «Кто по должности и работник какого учреждения  здравоохранения может быть законно привлечен к работе во исполнение  требований пункта 2.3. Совместного приказа?» и  обещают исправить  сложившуюся ситуацию.  
	Работа профсоюза в этом направлении продолжается.
 	Примечание. В результате  многократной переписки по данному вопросу, получен первый позитивный  ответ из Главного следственного управления МВД Украины, из которого  следует позиция  МВД об отсутствии взаимосвязи между предписаниями Совместного приказа и  фактами привлечения врачей к дежурствам на дому, работам в ночное  время, выходные, праздничные и нерабочие дни.
 	Рекомендуем воспользоваться  и данным письмом для защиты своих трудовых прав.